Рогир ван дер Вейден


Рогир ван дер Вейден
(Rogier van der Weyden), Роже де ла Пастюр (Rogier de la Pasture) Ок. 1400, Турне — 1464, Брюссель. Нидерландский живописец. Сын резчика по дереву; предполагают, что Рогир начинал как скульптор и ювелир. Учился в Турне у Кампена (с 1427). В 1432 принят в гильдию живописцев в Турне, с 1435 работал в Брюсселе, руководил большой мастерской и исполнял многочисленные заказы. В 1450 посетил Италию (Рим, Флоренцию, Феррару). Основная часть произведений — створчатые алтари, небольшие диптихи-складни и портреты. В отличие от старшего современника Я. ван Эйка в искусстве Рогира, особенно в начальный период, сильнее звучат ноты драматизма, красота и гармония мира омрачается страданиями и горестями. Живопись мастера отличается относительной распластанностью композиционного построения по плоскости. Связь со скульптурной традицией видна в частом появлении в его алтарных образах исполненных гризайлью мотивов, имитирующих резьбу. Наиболее ранняя из известных картин — Снятие с креста (1437—1438, Мадрид, Прадо). Действие здесь развертывается подобно барельефу в неглубоком пространстве первого плана, ограниченного золотым фоном. Художник стремится подчеркнуть эмоциональную реакцию лиц, окружающих безжизненное тело Христа, особенно женщин; большую роль играет ритмическая перекличка контуров фигур, экспрессия жестов, тревожные акценты звучных цветовых пятен. В сравнении с восторженным приятием прекрасного мира в Гентском алтаре ван Эйка особенно трагично звучат интонации монументального полиптиха Рогира Страшный Суд (1446—1451, Бон, Северная Франция, капелла госпиталя). Поверхность земли здесь не цветущий сад, а голая безжизненная равнина, лишенная какой-либо растительности. Обнаженные люди, вызванные из земли трубой Страшного Суда, в страхе и трепете ждут решения своей участи. Поездка в Италию и полученные там впечатления смягчили манеру Рогира. В его алтарных композициях усиливается пространственность, большее значение приобретает пейзажный фон. Художник чаще обращается к лирическим мотивам Евангелия. В триптихе, известном под названием Алтарь Св. Коломбы (ок. 1458—1460, Мюнхен, Старая пинакотека), в центральной части представлено Поклонение волхвов, решенное как мирная благостная сцена. Волхвы в нарядных, современных художнику одеждах выглядят знатными аристократами; в крайнем правом персонаже, одетом особенно роскошно, видят портретные черты Карла Смелого, герцога Бургундии. Однако одной из главных примет живописи Рогира по-прежнему остается гибкое, порой резкое изящество контурной линии, зримо убавляющей материальность форм. Если мастера Нидерландов предшествующего периода — Р. Кампен, Я. ван Эйк — отражали в первую очередь крепнущее самосознание бюргерского общества, то произведения Рогира ближе вкусам аристократии. Это сказывается и в портретах художника. Помимо того, что некоторые из них непосредственно изображают представителей высшей знати (Портрет Франческо д’Эсте, ок. 1460, Нью-Йорк, музей Метрополитен; Рыцарь ордена Золотого руна, ок. 1460, Брюссель, Королевский музей изящных искусств), сама трактовка образа человека выдает желание выявить в первую очередь духовный и физический аристократизм личности. Очерчивая характерные особенности облика портретируемого, художник дает понять, что эти люди погружены в себя, они отнюдь не жаждут раскрыть свой внутренний мир зрителю; не случайно их взгляды направлены мимо нас. Ограничиваясь, как правило, погрудным изображением, Рогир привлекает внимание зрителя не только к чертам лица, но и к выразительности абриса головы, словно вычеканенного на нейтральном фоне. Рогир ввел в нидерландское искусство новую форму портрета (портрет-диптих, где портретируемый молитвенно обращен к Мадонне или к своему святому покровителю), которая получила в дальнейшем значительное развитие. В мастерской Рогира работало много учеников, которые копировали его работы. Известны многочисленные повторения одного и того же произведения мастера, в частности четыре реплики картины Св. Лука, рисующий Мадонну, одна из которых находится в Эрмитаже и дает хорошее представление о раннем периоде творчества художника. Искусство Рогира ван дер Вейдена оказало мощное воздействие на последующие поколения живописцев вплоть до нач. XVI в.
Лит.: Никулин Н. Н. Рогир ван дер Вейден. Лука, рисующий Мадонну. М.; Л., 1964; Davies M. Rogier van der Weyden. Bruxelles; Munchen, 1973; Domshelt M. Rogier van der Weyden. Berlin, 1976; Delenda O. Rogier van der Weyden. Paris, 1989.
Л. Алешина

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Рогир ван дер Вейден" в других словарях:

  • Рогир ван дер Вейден — Рогир ван дер Вейден. Святой Лука, рисующий Мадонну . Эрмитаж. РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН (Rogier van der Weyden) (около 1400 64), нидерландский живописец. Ясность уравновешенных композиций, лаконизм изысканных цветовых сочетаний, тонкий линейный ритм… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Рогир ван дер Вейден —         (Rogier van der Weyden; Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (около 1400 1464), нидерландский живописец. Один из крупнейших мастеров раннего нидерландского Возрождения. Учился, вероятно, в Турне у Р. Кампена, влияние которого испытал …   Художественная энциклопедия

  • Рогир ван дер Вейден — Рогир ван дер Вейден. Евангелист Лука, рисующий мадонну . Эрмитаж. Ленинград. Рогир ван дер Вейден (Rogier van der Weyden; Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (около 1400 — 1464), нидерландский живописец. Один из крупнейших мастеров… …   Художественная энциклопедия

  • РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН — (Rogier van der Weyden) (около 1400 64), нидерландский живописец. Ясность уравновешенных композиций, лаконизм изысканных цветовых сочетаний, тонкий линейный ритм иногда сочетал с напряженным драматизмом образов ( Снятие со креста ) …   Современная энциклопедия

  • РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН — (Rogier van der Weyden) (ок. 1400 64) нидерландский живописец. Ясность уравновешенных композиций, лаконизм изысканных цветовых оттенков, точный линейный ритм иногда сочетал с напряженным драматизмом образов ( Снятие со креста ) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Рогир ван дер Вейден — (Rogier van der Weyden)         Рожье де ла Патюр (Rogier de la Pasture) (около 1400 похоронен 18.6.1464, Брюссель), нидерландский живописец. Один из крупнейших мастеров раннего североевропейского Возрождения. Учился, вероятно, в Турне у Р.… …   Большая советская энциклопедия

  • Рогир ван дер Вейден — Предполагаемый автопортрет в облике св. Луки, создающего икону. Бостонский оригинал картины[1]. В Википедии есть ст …   Википедия

  • РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН — (Rogier van der Weyden), или Рожье де ла Патюр (Rogier de la Pasture) (ок. 1400 1464), один из крупнейших мастеров нидерландской живописи 15 в., родился в Турнэ. Его картина Снятие с креста (1438, Мадрид, Прадо) считается одним из величайших… …   Энциклопедия Кольера

  • Рогир Ван Дер Вейден — (Rogier van der Weyden) (около 1400  1464), нидерландский живописец эпохи Возрождения. Ясность уравновешенных композиций, лаконизм изысканных цветовых оттенков, точный линейный ритм сочетал с напряжённым драматизмом образов («Снятие со Креста»).… …   Энциклопедический словарь

  • Рогир ван дер Вейден — (ок.1400 1464) крупнейший нидерл. живописец. Родился в Турне, в семье резчика по дереву. Начал работать как скульптор, в зрелом возрасте стал учиться живописи у Робера Кампена в Турне. В 1435 г. (или в 1432) переехал в Брюссель (в связи с… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Книги

Другие книги по запросу «Рогир ван дер Вейден» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.